Антонио » Чт окт 04, 2007 3:11 pm
Впервые за полтора года “Брокеркредитсервис” уступил лидерство по оборотам на фондовой бирже ММВБ. В январе больше всех сделок — на 250 млрд руб. — заключили клиенты другого интернет-брокера, “Финама”.
Инвестхолдинг “Финам” работает с 1994 г. Включает одноименные инвесткомпанию и банк, управляющую компанию, страхового брокера и информационную группу Finam.ru. В первом полугодии 2006 г. объем операций “Финама” с ценными бумагами составил 997 млрд руб., чистая прибыль — 21,6 млн руб. 100% компании контролирует ее гендиректор и основатель Виктор Ремша
“На 1-м месте по оборотам на ММВБ хотят быть все интернет-брокеры”, — говорит Михаил Беляев, управляющий директор “Открытия”, занимающего 3-е место. Там заключается больше всего сделок — на 14,9 трлн руб. в 2006 г. Треть из них совершили частные инвесторы, которых на начало года на бирже было зарегистрировано более 230 000. “Оборот — не главный показатель работы брокера, но на него всегда смотрят и клиенты, и конкуренты, он показывает популярность брокера и активность его клиентов и позволяет заработать на комиссии”, — объясняет Беляев.
С июля 2005 г. крупнейшим оператором ММВБ был “Брокеркредитсервис” (БКС). В прошлом году его оборот составил 2,8 трлн руб. Но по итогам января он уступил 1-е место “Финаму”, клиенты которого заключили сделок на 250 млрд руб. против 241 млрд руб. у БКС.
Обе компании сделали ставку на массового клиента, наращивали филиальную сеть, создавали учебные центры, тратились на рекламу и стали лидерами, отмечает директор по маркетингу “Атон-Лайн” Андрей Суриков. Но “Финам” прибавлял намного быстрее и его лидерство по итогам января было очевидно заранее, говорит Беляев. На 2-е место “Финам” вышел в январе 2006 г., обогнав “Атон”. Тогда оборот БКС на ММВБ был вдвое выше — 139 млрд руб. против 67 млрд руб. у “Финама”. За прошлый год БКС увеличил его на 73%, а “Финам” — на 180%. В январе “Финам” добавил еще 33% и вырвался вперед, ведь результат БКС по сравнению с декабрем не изменился.
Условия у компаний практически одинаковы. Комиссия “Финама” составляет 0,01-0,045% от суммы сделки, у БКС — 0,015-0,045%. По словам брокеров, “Финам” не предоставляет аномально высоких “плечей” своим клиентам.
“Мы не ставили перед собой цели быть на 1-м месте или достичь какой-то цифры по оборотам, — говорит гендиректор "Финама" Виктор Ремша, — а просто развивали инфраструктуру, продукты, открывали филиалы в регионах, и это в какой-то момент дало результат”.
У “Финама” самая широкая сеть в стране, где можно купить их брокерские услуги, констатирует гендиректор “Алор+” Михаил Молчанов, называя это “уникальным преимуществом”. С ноября “Финам” открыл 17 представительств (всего их 86), рассказывает Ремша, и сейчас 80% оборотов компании приходится на региональных клиентов. БКС за прошлый год открыл семь филиалов, всего у компании их 62.
На продвижение в регионах “Финам” тратит 60% рекламного бюджета, который в 2006 г. составил $3 млн, рассказывает менеджер “Финама”. По его словам, на этот год запланировано примерно столько же. БКС свой рекламный бюджет не раскрывает. По словам источника, знакомого с этим показателем, в 2006 г. он был вдвое меньше, чем у “Финама”, а на этот год запланирован на уровне $3 млн. Эта сумма была большой, когда начиналась борьба за массового инвестора, но сейчас это немного, считает Суриков. Рекламный бюджет “Атон-Лайн” на 2007 г., по его словам, — $3 млн с возможностью увеличения. Это “сопоставимо по порядку” с рекламным бюджетом “Открытия”, говорит представитель компании, но сумму не раскрывает.
Розничных клиентов привлекает и очень развитый интернет-портал “Финама”, говорит Суриков. Молчанов называет портал “признанным лидером среди брокеров”. Вчера к 15.00 МСК его, по данным liveinternet.ru, посетили 26 890 человек — лучший результат в категории “Финансы”. Следом идут сайт “РБК-Украина” и двух компаний, предлагающих брокерские услуги на валютном рынке (Forex). Следующий интернет-брокер — на 27-м месте (NetTrader — 1953 человека), на 28-м — “Атон-Лайн” (1917 человек). За год посещаемость Finam.ru, по данным счетчика mail.ru, выросла в полтора раза до 264 160 человек (4-е место) в январе 2007 г. Для специализированного финансового сайта это много, отмечает представитель “Яндекса” Михаил Ушаков.
В “Финаме” успех своего сайта объясняют в том числе новой услугой Trade Center. Шесть трейдеров компании заключают сделки по собственным стратегиям, и за их действиями следят клиенты. Их сейчас более 1100, рассказывает пресс-секретарь “Финама” Владислав Кочетков. Самый агрессивный из трейдеров совершает 1-2 сделки в месяц, так что копирование клиентами их действий не дает заметных оборотов, но услуга служит приманкой. Гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков называет ее суперуспешной.
На открытие регионального представительства тратится до $100 000, говорит Кочетков. Чтобы окупить затраченные на открытие 17 представительств $1,7 млн, клиенты “Финама” должны заключить сделок на ММВБ на 100-450 млрд руб. Если добавить рекламные $3 млн, получится 250-1000 млрд руб. Всего комиссионный доход “Финама” в 2006 г., по словам Кочеткова, составил около 400 млн руб.
БКС заработал 450 млн руб. комиссионных. “Мы равнодушно относимся к тому, что уступили первую строчку, — говорит вице-президент БКС Юрий Минцев. — Обороты на ММВБ — не самоцель, весь 2006 год мы работали над качественным повышением клиентской базы, и наши клиенты все больше оперируют на FORTS (секция фьючерсов и опционов РТС), на внебиржевых рынках, на западных площадках”. Объем торгов на FORTS в 2006 г. составил 2,7 трлн руб., из них на 826,7 млрд руб. заключили сделок клиенты БКС (2-е место). Оборот “Финама” — 424 млрд руб. (5-е).
26.2.2007. Клиентам на кредиты
Виктор Ремша внесет в капитал “Финама” 900 млн руб.
Ведущие интернет-брокеры становятся миллиардерами по собственным средствам. Не успел “Финам” завоевать лидерство по оборотам на ММВБ, как его владелец Виктор Ремша решил внести в капитал компании 900 млн руб. Средства нужны брокеру, чтобы кредитовать клиентов и солидно выглядеть в их глазах, признают участники рынка.
Инвестхолдинг “Финам” работает с 1994 г. Включает одноименные инвесткомпанию и банк, управляющую компанию, страхового брокера и информационную группу Finam.ru. В первом полугодии 2006 г. объем операций “Финама” с ценными бумагами составил 997 млрд руб., чистая прибыль — 21,6 млн руб. 100% компании контролирует ее гендиректор и основатель Виктор Ремша.
Чтобы соответствовать статусу крупнейшего интернет-брокера, который “Финам” завоевал в январе по итогам совершенных на ММВБ сделок, компания решила увеличить уставный капитал в 10 раз до 1 млрд руб. Допэмиссия акций на 900 млн руб. будет размещена по закрытой подписке, сообщила в среду Федеральная служба по финансовым рынкам, зарегистрировавшая выпуск бумаг.
Увеличение уставного капитала произведено для соблюдения нормативов по маржинальной торговле, говорит гендиректор “Финама” Виктор Ремша. Сейчас брокер может одалживать клиенту три рубля на каждый рубль, инвестируемый клиентом из собственных средств. Но это правило действует только в отношении “квалифицированных инвесторов” либо брокеров с капиталом более 100 млн руб. В противном случае допускается кредитное плечо в размере 1:1. ФСФР намерена отменить понятие “квалифицированный инвестор”, разрешив предоставлять плечо 1:3 всем клиентам. Но максимальный кредит одному клиенту (норматив R2) не должен превышать четверти собственных средств брокера и займов, привлеченных им более чем на год.
Долгосрочные кредиты — это выход, но все время платить проценты по ним не хочется, признается Ремша. Он уверен, что вносимых им 900 млн руб. хватит на потребности компании. Но в случае необходимости Ремша готов добавить еще.
Клиенты оценивают интернет-брокеров по надежности и кредитному качеству, показателем которых является размер уставного капитала, считает управляющий директор инвестгруппы “Открытие” Андрей Бабенко. С точки зрения клиентов, капитал брокера — основной показатель его надежности, соглашается гендиректор “Ренессанс Онлайн” Максим Малетин. Интернет-брокеры выросли из того состояния, когда делали бизнес в обход нормативов ФСФР, давая плечи клиентам через структурированные схемы, например через сделки репо, говорит он. Теперь все больше брокеров кредитуют клиентов напрямую, рынок интернет-трейдинга повзрослел, резюмирует Бабенко.
Но есть приверженцы и банковского кредитования. “Открытие” в январе увеличило капитал Щит-банка до 975 млн руб. с 75 млн руб. А “Брокеркредитсервис” в декабре довел капитал БКС-банка до 230 млн руб. и планирует в течение года нарастить до 1 млрд руб.